Этот стиль работы для
коллектива колледжа стал ключевым.
В колледже ведется
значительная работа по усовершенствованию и
внедрению новых научно - методических
разработок в учебный процесс. Постоянно
изучаются и вводятся в учебный процесс
мировые достижения.
Исходя из этого, за основу методической
работы в колледже были взяты требования
законодательства об образовании: закон
Украины “Об
образовании”, закон “О языке Украины”,
Государственная Национальная программа
“Образование”.
В условиях настоящего,
когда содержание обучения и методология
обучения должны быть
приближены к требованиям Болонского
процесса, главным механизмом управления
“содержанием
образования” является научно – обоснованный
методологический подход к подготовке
нормативно - методической учебной
документации.
Главным направлением
работы является повышение оптимизации
учебного процесса, который включает
методические и организационные аспекты, от
реализации которых зависит качество и
эффективность обучения. Исходя из этого,
постоянно обновляется обеспечение каждого
занятия методической документацией, которая
дает возможность сделать акцент на
индивидуальном обучении (проблемные лекции,
профессионально направленные практические
задания и тому
подобное), совершенствуется обеспечение
интеграции научно - естественных дисциплин в
профессионально направленное обучение,
повседневно контролируются знания студентов
и это является одним из основных элементов
определения качества подготовки специалистов.
Усовершенствован
рейтинго - модульный контроль знаний, как
один из принципов реформирования
медицинского и фармацевтического образования
в Украине в контексте Болонского процесса.
Таким образом, реализован комплексный,
систематический подход в решении проблемы
качества обучения, который базируется на
стандартах - критериях и требованиях,
которые были связаны с осуществлением
эффективных методик обучения, как то,
деловые (имитационные) игры тестовый
компьютерный контроль знаний,
профессионально направленные ситуационные
задачи и тому подобное.
Такая творческая работа
коллектива преподавателей необходима, но это
очень тяжелый труд. Не просто постоянно
обеспечивать новейшими рабочими учебными
программами весь учебный процесс.
Также постоянно в поле
зрения руководства остается вопрос
методического обеспечения самостоятельной
работы студентов, особенно внеаудиторной.
Актуальность этой проблемы будет оставаться
еще долгое время, поскольку мировая наука
свидетельствует - не существует других путей
овладения знаниями и умениями, как
самостоятельная познавательная деятельность
студентов.
Методическое
обеспечение самостоятельной работы студентов
- кропотливая работа, и работа не
одноразовая, а ежедневная.
В течение последних лет
контроль знаний, особенно теоретических,
проводился методом тестирования.
Этот метод самый
распространенный в образовании, но имеет
существенный недостаток - мы не слышим
студента. За пределами отдельных вопросов,
которые отмечены в тестах, мы не видим
уровень умственных умений, которые для
медработника не менее важны, чем умение
выполнить тот или другой навык.
Вопрос контроля знаний
не новый, но настолько серьезный в
современный момент, что во многих развитых
странах он, по-видимому, наиболее
обсуждаемый. И при этом главное, чтоб тесты
(как любые контролирующие методические
формы) отвечали квалификационным требованиям
будущего специалиста и в первую очередь
проверяли готовность к труду, а не
количество теоретических знаний. В связи с
изменениями требований к специалистам, нужно
также изменять и систему контроля знаний.
Процессы перестройки
содержания образования предусматривают в
перспективе унифицировать принципы и
технологии обучения в рамках мирового
образовательного пространства. Это в первую
очередь касается контроля качества
подготовки специалиста.
Переход на семейную
медицину и приближение первичной медицинской
помощи к населению, вынудили пересмотреть
роль фельдшеро - акушерских пунктов в
государственной системе охраны здоровья и,
поэтому, специальность фельдшера сейчас в
нашей стране будет очень необходима. Для нас
это является сигналом - обеспечить качество
подготовки этих специалистов. Ибо, что греха
таить, наши фельдшера очень часто
направлялись на работу на медсестринские
должности. И мы несколько потеряли в их
подготовке.
Задачи повышения
качества обучения, которые стоят перед
коллективом колледжа ежегодно, требуют
решения и усовершенствования целого ряда
дидактических проблем. Одной из них есть
интеграция содержания обучения.
В колледже в течение
значительного периода уделялось много
внимания относительно разъяснению и введению
этого методологического направления в
учебный процесс. И сегодня можно сказать,
что вопрос интеграции научно - естественных
дисциплин в содержание обучения
профессионально - направленных предметов
почти решен.
Лекционные и
практические занятия имеют структуру
межпредметных связей, что значительно
повышает оптимизацию учебного процесса и,
что не менее важно, обеспечивают –основы для
улучшения “выживаемости знаний”.
А если посмотреть на
проблему интеграции в контексте Болонского
процесса и вступления Украины к Европейскому
союзу, то интегрированность обучения
является основным дидактическим принципом
профессиональной ориентации учебного
процесса.
Систему подготовки
специалиста медицины нельзя определить
полноценной, если она не будет включать
элементы проблемы.
Современная медицинская
литература все более и более обращает
внимание на проблему в обучении, как могучий
фактор, что повышает мотивацию студентов к
обучению, делает этот процесс более
демократическим и индивидуальным, это
главные и давние направления педагогики.
На них была построена
педагогическая теория Марии Монтоессори,
строили свои системы обучения В. Сухомлинский, А.
Макаренко другие.
Поэтому в колледже
заостренное внимание на индивидуальном
подходе в организационно - учебной системе.
Несколько слов
о понятии «индивидуализация обучения» и
«самостоятельная работа». Это разные формы
одного процесса.
Если самостоятельная
работа студентов давно изучается и постоянно
совершенствуется и есть определенное
достижения, то индивидуализация обучения
нуждается в более конкретном понимании и в
этом направлении ведется постоянная работа.
Еще один вопрос
учебного процесса, это условия жизни
студентов. Вступление в колледж является
вступлением во взрослую жизнь.
На этих предпосылках
особенное значение для нас, как учебного
заведения, в котором студенческая молодежь
составляет особенную социальную группу,
важное значение приобретает процесс
адаптации.
Адаптация процесс
сложный. Необходимо учитывать
индивидуальность студента, его стремление к
самоутверждению и еще много черт, которые
характеризуют его, как личность.
В колледже в этом
направлении много делается: созданный
институт классного руководителя, на которого
и ложится основная работа со студентами.
Если посмотреть на те
изменения, которые происходят в образовании
и на те, которые еще будут происходить, то
колледжу необходимы профессионально
грамотные преподаватели, которые идут в ногу
с медицинской и педагогической наукой.
Именно такие преподаватели - специалисты и
работают в колледже.
В колледже
поддерживается принцип непрерывного
образования для преподавателей и эта работа
позволяет им одними из первых овладевать
новейшими технологиями обучения будущих
медиков. Несомненно, благодаря этому (но не
только этому) с каждым годом обучения для
студентов становится все более легким и
эффективным.
Таким образом в
колледже проводится постоянная, система
робота, которая обеспечивает учебный процесс
соответственно современным требованиям.
Методист
И.О. Пашкова
|